Первый раз в первый класс голландской школы.
Выбор школы для нас был обусловлен двумя моментами - это была католическая школа, и второй момент - результаты инспекции базисных школ. Согласно этим результатам, эта школа имела лучшие показатели в нашем районе (как один из критериев - количество учеников, поступивших в гимназии). Мы позвонили в эту школу и назначили встречу. После небольшой экскурсии по школе, мы немного пообщались с директором и решили, что нас все устраивает.
Через два дня Алька пошла первый раз в школу. Практика показывает, что голландские школы не поощряют присутствие родителей на уроках, если они при этом не помогают учителю. Но здраво рассудив, что ребенок, не говорящий ни слова, не слишком способен к какой-либо коммуникации, мне разрешили первые дни присутствовать на занятиях. Сказать, что это был кошмар - не сказать ничего. Алька плакала, не желала ни на шаг отходить от меня. Где-то через час она немного успокоилась и к ней подошли две девочки, взяли ее за руку и увели с собой. С этой минуты дочь стала ученицей этой школы.
Собственно говоря, я начала писать это, чтобы рассказать о наших проблемах, ошибках и разбитых стереотипах, с которыми мы пришли в эту школу. О том, как мы с этими проблемами справлялись и не справлялись тоже. Каждый учится только на своих ошибках, но может быть, в качестве исключения кто-то зачтет себе наши?
Алька после переезда была в шоке. Я не ожидала, что она воспримет все так тяжело. Она отказывалась в принципе выходить на улицу, заявляя, что ее там все равно никто не понимает. Языковой барьер оказался, естественно, главным и в школе. Дочь, желая компенсировать свое незнание голландского, начала придумывать свой язык. Она говорила какую-ту абаракадабру, и заявляла, что это китайский, и что какая-то девочка в школе ее якобы понимает. Все попытки разговоров на эту тему были бесполезны. В конце - концов, выяснилось,что ей надо было просто сказать, что все ее голландские соученики не говорят по-русски, точно так же как она не говорит по-голландски. Она такая же, как они, только говорит на другом языке. Из-за того, что она не понимала остальных детей, она стала считать себя глупее, хуже, но естественно, не могла четко это сформулировать. Необходимо было подчеркнуть ее национальную принадлежность, и ей стало проще. Она - русская и говорит по-русски, они -голландцы и говорят по-голландски.
Первый этап надо было просто пережить стиснув зубы. С каждым днем становилось легче, но начались другие проблемы. Одна из них - как удержать русский язык. Я твердо убеждена, что спешить нельзя. Да, занимаясь дома с ребенком голландским, разговаривая с ним, вы помогаете ему быстрее ассимилироваться. Но чем быстрее это происходит, тем больше идет потеря родного языка. По-голландски, рано или поздно, живя в этой стране, ребенок будет говорить, но вот что произойдет с родным в отрыве от языковой среды? Мы потихоньку занимались и русским, и голландским. Тем более, что никакой нагрузки в школе и не было. Первые два года - это просто детский сад. Правда, Альку с первых же дней стала забирать к себе на уроки голландского одна из завучей школы. Да и уставала дочь просто от прессинга непонимания очень сильно. Иногда она выходила из школы просто со стеклянными глазами. Но потихоньку все налаживалось.
Дома мы говорили и говорим только по-русски. В присутствии Алькиных подружек или просто знакомых голландского происхождения - по-голландски. Правда, когда собирается смешанная компания, то тут тяжелее. Напрягаться и говорить по-голландски ну никак не хочется. В школе мы тоже обычно говорим с Алькой по-русски, если ведется диалог между нами. Дети очень спокойно, даже с интересом реагировали на чужое звучание. Даже мои первые попытки говорить на их языке воспринимались с энтузиазмом, они сразу чувствовали себя такими умными по сравнению с большой тетей. Меня переспрашивали, если я чего-то не понимала, повторяли еще или пытались объяснить другими словами. В общем, дети оказались моими самыми лучшими учителями. Даже детский примитивизм речи был мне на пользу.
Я поняла, что нельзя бояться подчеркивать свою национальность. В самом начале со стороны родителей и учителей было настороженное отношение, с опаской, из серии: непонятно чего ждать от этих русских. Но ни одного враждебного или издевательского выпада в сторону дочери не было. Все было в рамках политкорректности. Голландцы выдерживали дистанцию со следами пакта о ненападении. Я улыбалась всем и мило здоровалась. Сплетни распространялись быстро, поэтому, просто подходя ко мне, все сразу переключались на английский, не задавая лишних вопросов. Потом все понемногу успокоилось, Алька перестала быть золотой рыбкой в аквариуме, к нам привыкли. Родители стали замечать, что наша дочь очень мила, а учителя говорить, что она - умница. Сейчас ее в школе называют русской принцессой. У нее спрашивают как называются различные предметы по-русски, а ее учительница может сказать - привет! Алина не стала голландкой, она не расстворилась в голландской среде и не потеряла своей индивидуальности. Она по-прежнему русская девочка в голландской школе, но именно этим она интересна. С ней с удовольствием играют, ходят к нам в гости ее голландские подружки, приглашают на день рождения. Наверное, мы усложняем ей жизнь, делая ее немного, но другой. Каждый растит себе подобного. Мы не сможем вырастить голландского ребенка, но просто - хорошего, вроде бы получается.
Теперь немного о чисто практических вопросах. Второй обуви в школе нет. Ребенок целый день проводит в школе в той обуви, в которой пришел. Исключение составляют занятия в спортзале, для которых дети переобуваются в спортивную обувь. Часто в школах бывают вши. Здесь это считается нормальным явлением. Обычно надо сразу обратиться к домашнему доктору и сообщить в школу. Мы приносили в школу (впрочем как и другие родители) специальный пакет или сумку, чтобы дочь складывала туда свою верхнюю одежду. Это предохраняло хоть в какой-то степени от попадания вшей просто на одежду.
Где-то раз в месяц устраиваются смотрины. Родители приглашаются в школу, чтобы посмотреть достижения своих чад. Родители общаются друг с другом и учительницей. Дети показывают родителям игрушки, которыми они играют, или тетрадки, если ребенок постарше. Неплохой момент для беседы с учителем о ребенке, о его проблемах. Можно посмотреть как ребенок ведет себя с другими детьми, как строятся его взаимоотношения. Голландские дети не очень смущаются присутствием взрослых и ведут себя естественно.
Проблема продленки для нас остро не стояла, но столкнуться с ней нам пришлось. Поскольку я ходила в языковую школу утром, то ребенку приходилось оставаться в школе на обеденный перерыв. Для пятилетнего ребенка проводить целые дни в школе было тяжело. Как дочь сама говорила, выходя из школы: Мама, я - никакая! В нашей школе надзор за оставленными на обед детьми осуществляет детская организация. Она нанимает студентов, которые хотят подработать. На всех детей школы, оставленных на обед (где-то от 50 до 70) , получается 5 молодых ребят. Проследить за тем, чтобы каждый поел, естественно, не получается. Если ребенок голоден, то он, конечно, съест то, что взял с собой. А если нет? Так и получалось, что Алька выходила вечером с практически целым обедом. Часть детей по желанию после еды, могли остаться в школе в спортивном зале, часть - тоже по желанию, выходила на улицу в любую погоду. Алина всегда желала выйти на улицу. После того как наступила осень и погода испортилась, мы проходили два дня в школу и тяжело заболели. Просидели дома два месяца. После этого сходили еще неделю и опять заболели. Контроля за детьми не было никакого. У одного из детей пошла кровь из носа, но его мама узнала об этом только от других детей. Платить за то, что твой ребенок бесконтрольно носиться и заболевает? Нонсенс. В конце концов я договорилась с моим куратором в школе, что буду раньше уходить с занятий и забирать дочь на обед домой. Болеть она, действительно, стала меньше. Стоило это удовольствие за полтора часа обеденного времени 4 раза в неделю 376 евро в год.
Общепринятая сумма, на которую покупается подарок для ребенка где-то до 10 лет, составляет 5 евро. Практичные голландцы покупают в качестве подарка детям замки для велосипедов, карандаши и фломастеры. К счастью, или к сожалению, я не смогла отправить своего ребенка на день рождение к подруге с подобным подарком. Обычно мы покупаем игрушки где-то на 10 евро. Ну, это наш совковский менталитет. Честно говоря, не вижу в этом ничего плохого. Большая часть подружек дочери мне просто очень нравится и я покупаю для них подарки с удовольствием. А Альке очень приятно их дарить. Главное дать понять, что вам за это ничего не должны. Это мое решение, сколько я потратила денег, и это мои проблемы. Когда меня благодарят за подарок, я просто отвечаю, что мне очень нравится ваш ребенок, он очень мил и мне было приятно сделать ему такой подарок. Надо сказать, что хуже к нам из-за этого относиться не стали. Это просто никак не повлияло на отношение к нам. Мы просто другие и наши заскоки принимаются с уважением.
Немного непривычно было то, что именник не получает подарки, а сам в свой день рождения должен принести в школу маленькие подарки для детей, чтобы отметить свой праздник. За день или раньше надо предупредить учителя, что ребенок будет отмечать свой день рождения. Причем не обязательно в тот день, в который родился. Чаще всего это происходит тогда, когда удобно родителям, то есть родители могут приготовить подарки и придти с ребенком в школу. Обычно набирают небольшие пакетики конфет, на которых пишут имя именника и сколько лет ему исполнилось. Иногда это пакетики с чипсами, иногда шарики или картонные дуделки. На именника одевается бумажная корона, приготовленная учительницей, и поются поздравительные песни. Дети постарше разносят конфеты всем учителям школы и раздают подарки своим друзьям из других групп. Когда отмечается праздник не в школе, а с близкими друзьями где-то еще, именник тоже готовит для своих гостей маленькие пакетики с подарками.
Очень часто я забираю из школы дочь с ее подружками на обеденный перерыв к нам домой. И она тоже часто ходит в гости в это время. Это удобно для родителей - не надо лишний раз в школу ходить, и детям приятно вместе поесть и поиграть. Из моего опыта чаще и охотнее всего дети едят блинчики с сахарной пудрой, бутерброды с украшениями для торта( так называемые hagels) и просто бутерброды с сыром и ветчиной. Дети обычно не снимают обувь дома и не говорят спасибо. Вполне возможно, что они просто теряются и забывают сказать, но это факт.
Еще один момент по поводу которого нас удосужились просветить в школе только через два с половиной года. Алина очень много болела первое время в Голландии. Она пропустила процентов 50 от учебного времени за первые полгода в школе. Поэтому язык усваивался тяжело и мучительно. Каждый раз после практически месячного отсутствия получалось, что все начинается сначала. Следующий учебный год прошел для нас с 40 % пропусков. В третьей группе после второго рапорта учительница нам заявила, что если ребенок пропустил 25 % учебного времени, то по школьным правилам, не взирая на результаты рапорта, он остается на второй год в той же группе. Очень трудно спорить с правилами, но мы попробуем. Третью группу мы еще не закончили, а вот 25 % уже набрали.
Школа может настивать на том, что ребенок должен остаться на второй год, не учитывая пропуски, по разным причинам. Одной из них для детей первых двух групп является неспособность более чем 10-15 минут заниматься одним делом, например собирать пазлы. Для иностранного ребенка оснований для претензий еще больше. Но под всеми этими претензиями часто скрываются подводные течения. К концу второй груупы меня вызвали в школу и сказали, что в связи с пропусками и недостаточно хорошим владением голландским языком, они оставляют Алину на второй год. Мы с мужем назначили встречу с координатором школы. То, что мы услышали не поддается описанию. Первый же аргумент убил нас наповал. Оказывается наша дочь маленького роста. Мы онемели. Какое это имеет отношение к ее способности обучаться? Поехали дальше. Она, как выясняется, очень хорошо играет и с маленькими, и с большими детьми, поэтому никаких проблем, что она посидит еще год в этой группе. На наш вопрос, что они такого делают в третьей группе, чего наш ребенок не сможет? Ответ был феноменальный - ей там делать нечего, она уже по уровню выше, так что пусть посидит еще год во второй, а потом сразу в четвертую группу. А почему нельзя это сделать равномерно, не спеша, с детьми, которых она уже знает, зачем создавать такие трудности? И тут выясняется, что придраться не к чему, просто у них получилась очень большая третья группа и они решили ее чуть-чуть сократить. В конце концов координатор согласилась с нами, что это не наши проблемы и Алина идет спокойно в третью группу. Не бойтесь настаивать на своем мнении и таким образом отстаивать своего ребенка! Если вы уверены, что он справится и ему так будет лучше - убеждайте. Желательно все-таки приходить на такие встречи вдвоем. Вы убеждаете их этим, что вы заботливые и внимательные родители, а к таким прислушиваются.
Еще одним аргументом. которым воспользовалась координатор школы в разговоре в нами, было то, что Алина может потерять интерес к обучению, так как она по развитию соответствовала уровню четвертой группы, и то, что изучается в третьей, она уже знала на тот момент. С моей точки зрения это было не так. Недостаточное знание языка создавало разрыв между тем, что она знала и тем, что она не могла свои знания реально продемонстрировать. Но потеря мотивации - это проблема действительно актуальная. С моей точки зрения, голландская школа убивает момент здоровой амбициозности в детях насмерть. Стимулировать интерес дома очень сложно. В школе говорят только хорошее, все ребенок делает замечательно и, черт побери, появляется у дитя мысль - а я действительно все делаю замечательно! Зачем вообще стараться, если и этого достаточно? Причем потом, в рапорте, все недостатки, ну насколько это принято, будут учтены, но тыкать в лицо ребенку будет уже поздно, да и непонятно по какому поводу. Для меня главное - не то, чтобы у моей дочери были прекрасные оценки и хорошая характеристика. Для меня главное, чтобы ей было интересно идти вперед, чтобы потом, когда она станет достаточно взрослой, она смогла выбирать. Не за нее выбирали, куда ее запихнуть, а она выбирала - будет она ломом асфальт долбить или изучать юриспруденцию. И это будет ее выбор. Именно это я ей и пытаюсь объяснить, не знаю насколько хорошо. Во всяком случае на простой вопрос ребенка, который увидел рабочих, ремонтировавших улицу: а почему дяди это делают? Я тут же ответила - а они учиться не хотели!
Очень важно для голландцев понятие социальности, то есть насколько ребенок адекватно ведет себя, играет ли с остальными детьми, говорит спасибо и прочие чисто внешние формальности. В характеристике школы может стоять - асоциален. И в принципе, это достаточно серьезно. Ребенка направляют на лечение к психиатру. Точнее, рекомендуют, а там дело родителей решать, что делать. Причем, основания для подобного неадекватного (по голландским меркам) поведения может быть много, но итог - один. У нашего ребенка подобная ситуация однажды была. Причем, она просто сама по себе немного кошка и любит погулять в одиночестве, разговаривая с листиками. А может просто так протекал период небольшого взросления, когда ей понадобилось побыть одной, а может они ей там в школе все надоели? Школа забила тревогу - почему ваш ребенок играет на прогулках один? Мы не стали объяснять высокие материи, а просто стали давать ей в школу с собой игрушки, элементарно покупая на это других детей. Они приставали к ней и провоцировали на игру. И, естественно, я стала больше и чаще приглашать ее друзей к нам домой. Проблема была решена. Школа осчастливлена.
Я постаралась сразу найти поблизости библиотеку и записаться в нее. Детские книги стоят в Голландии дорого, а тем более тоненькие книжки для первоначального чтения и вовсе покупать не стоит. Членство стоило мне 24 евро. Но подспорье это большое. Помимо книг для ребенка, там много страноведческой литературы, журналов, я нашла там достаточно много книг, которые и сама прочитала с удовольствием.
В Голландии достаточно сильно развита система всевозможный кружков и секции. Мы начали сразу с записи в ближайший бассейн, поскольку иметь диплом о том, что ты умеешь плавать - это обязанность. Обычно лист ожидания в бассейн составляет от 6 месяцев до двух лет. Это то время, которое вы просто сидите и ждете ваших уроков плавания. Потом вы ходите несколько раз вместе с ребенком на специальные занятия, где учителя распределяютдетей по уровню в разные группы. И только после этого начинаются сами уроки. В нашем бассейне эти уроки составляют 30 минут раз в неделю. 10 уроков стоят 38 евро.
Следующим этапом для нас стала балетная школа. Уроки классического балета проходят тоже раз в неделю и длятся час. Группа составляет где-то человек 10. Девочки собраны в возрасте ор 6 до 10 лет. Отбора нет никакого. Принцип золотой - балериной не станешь, но пластику немного улучшим. Ждать больших результатов от подобных занятий не стоит. Но ребенок учится двигаться под музыку, изучает балетные позиции и, конечно, с удовольствием носит бальные платьишки. Стоит это удовольствие - 23 евро в месяц.
Дочь очень любит лошадей, но, к сожалению, в секцию конного спорта ее в этом году не взяли. Уроки даются только детям с 8 лет, но на следующий год обязательно поскачем.
Очень много мелочей и нюансов я, наверное, упустила. Конечно, я написала о том, что запомнилось и показалось важным для меня и моего ребенка, и может быть, окажется важным для вас. Я надеюсь, что самое трудное у нас позади. И в четвертую группу мы все-таки перешли! Наша умница потрясла учительницу и без всяких разговоров о пропусках нас перевели! Главное - не терять веры в себя и своего малыша!