Падение
Я не знаю, почему я решила затронуть эту скользкую тему. Наверное, потому что мысли крутятся в голове, не давая покоя, и хотят быть высказанными. И мне, наверное, все равно, согласен с моим мнением кто-нибудь или нет. Если вам не понравится то, что вы сейчас прочтете или вы придерживайтесь другой точки зрения - напишите ее на своем сайте или просто найдите другой сайт, на котором выражены близкие вам идеи и мысли.
Честно признаюсь в своем невежестве - с таким понятие как политические беженцы я столкнулась только здесь, в Голландии. Конечно, как историк, я имела представление о том, что это такое, но что это реально существует сейчас (я имею в виду беженцев из стран бывшего СССР) и в таких масштабах - я была шокирована. Собственно говоря, есть несколько путей, по которым наши соотечественники попадают в Западную Европу. Есть исключения, но они подтверждают правило. Определенная категория специалистов, как правило экономической и технической направленности, находят работу и привозят с собой семьи. Русские женщины и мужчины находят спутников жизни по любви или ненависти, и так называемые политические беженцы. Почему так называемые?
Ребята, давайте играть честно. Если наивные голландцы, да и то не все, еще верят в то, что в некоторых странах бывшего Советского Союза еще существуют преследования по политическим мотивам, то ради бога и всегда пожалуйста. Но, черт побери, мы приехали оттуда же откуда и вы, и прекрасно знаем, что можно хоть голым ходить и, используя неформальную лексику, вспоминать всуе президента, всех политических лидеров и ..... ничего. Ну, в крайнем случае милицейский патруль заберет, да и то за то, что голый. Никому и ни до чего дела нет. Все заняты выживанием и на политические извращения кого-либо уже внимания не обращают. Тайную политическую партию можно создать, если очень хочется попечатать на папиросной бумаге и пожить где-нибудь на озере в шалаше, но и до этого никому дела нет. Бегство десидентов на Запад закончилось с развалом советской системы. Я вот подумала, что в свое время, еще учась в школе, на волне перестройки что-там ляпнула на олимпиаде по истории про коммунистическую партию, и меня даже к директору вызывали, грозили аттестата лишить. Может и мне податься в угнетенные, может и мне зачтется? По данным прошлого года самое большое количество беженцев было из России, и все они объявляли себя принадлежащими к чеченской диаспоре России. Если пойдет такими темпами, то через пару лет число беженцев перевалит за реальное количество чеченского народа. И сколько еще людей, прекрываясь проблемами и бедами чеченцев, просочится на желанную для них обетованную землю?
Я сразу оговорюсь, что я ничего не знаю о проблемах действительно политических беженцев из других стран, которые, попав в зону боевых действий или еще по каким-то серьезным причинам, сочли невозможным и угрожающим пребывание в той стране, в которой родились. Я с большим уважением отношусь к этим людям, с некоторыми из них я знакома: пара из Афганистана, у которой просто забрали прямо с улицы восемнадцатилетнего сына, про которого они вот уже несколько лет ничего не знают, и которые приехали сюда, спасая второго мальчика. Но у них все будет в порядке. И хотя им уже около 50 лет, они за два года выучили язык, нашли хорошую работу, их младший сын учится на врача. Мы не будем говорить про этих людей, потому что они правы в своем бегстве и, чувствуя эту правоту они всего добиваются и остаются людьми.
Каждый человек ищет где лучше, где можно побольше получить и поменьше делать. Нормальный человеческий эгоизм. И если ты просто родился, скажем евреем, почему бы не воспользоваться ситуацией? Вся Западная Европа со времен второй мировой войны испытывает чувство вины перед еврейским народом и предоставляет его представителям право на жизнь на своей территории. И я думаю, что это честно, потому что муками предков, еврейский народ заслужил право на компенсацию. Хотя это и не поднимет никого из могилы, но пусть хоть потомки этих людей проживут достойно. Очень много людей из России и Украины воспользовались своим правом по рождению. И опять-таки они, как правило, получают хорошее образование, находят хорошую работу и остаются людьми.
Особой слой составляют люди с больными детьми. Я думаю, что ни у кого не найдется слов, чтобы осудить их за то, что наивно веря во всесилие западной медицины, они цепляются на любую возможность выехать и вылечить ребенка. Я сама была в подобной ситуации, к счастью Альке могли помочь в России, но когда твой ребенок голоден или болен, то ты способен на многое, и у меня не хватит духу бросить в отчаявшихся людей камень. Каждый выбирает свой путь.
Но если нет никаких прав ни на что, а хорошее образование не хватило ни ума, ни характера получить, а хорошо жить хочется, то что делать? И вот получаются так называемые политические беженцы. Петр I в свое время прорубил окно в Европу, через которое в Россию полезли всякие мерзавцы и воры, так и Голландия в свое время, открыв границы для трудовых эмигрантов, захлебнулась потоком иностранцев, которые уже не хотят работать. Нет, я все понимаю, хочется лучшего, но как можно в залог отдавать душу? Потому что сидеть годами, понимая, что не имеешь ты права, собственно, говоря ни на что, и звереть, что этому дала, этому дала, а мне не дала, до каких глубин подлости и предательства самого себя можно пасть? Давайте ценить классическую литературу. Если я не ошибаюсь, то при подобной попытке у Фауста ничего не хорошего не получилось. Мы все хотим для своих детей лучшего, но мне не приходило в голову на детской площадке отобрать у чужого ребенка игрушку и отдать своему. Хотя для меня большим сюрпризом была реакция некоторых голландцев. Несмотря на огромные налоги , они считают, что пусть с них вычитают деньги по большим налоговым ставкам, но подобные иностранцы пусть сидят дома и не выходят на рынок труда.
С абсолютной наивностью я начала сразу после переезда выстраивать свои отношения с человеком, который приехал сюда с легендой (надо сказать гнилой легендой). Через этого человека я получила представление о его круге общения, который, естественно, состоял из коллег. И я захлебнулась. Эмоциями, непониманием, возмущением, которые накрыли меня и не давали вздохнуть. Наверное, поэтому я пишу сейчас все это. Я уверена, что переезжать в другую страну нужно, только имея для этого законные основания. Да и даже с официальным разрешением жить ты все равно чувствуешь себя человеком второго сорта из-за непонимания, незнания и постоянного стресса. Проходить через все это стоит только ради лучшего. А люди, запутавшиеся в паутине собственной зависти и жадности, так и превращаются в куколок, вот бабочками только им уже не стать.
Если я не ошибаюсь, есть даже пословица - врет как беженец. Правительство периодически объявляет амнистии при условии абсолютной правдивости показаний беженцев, но под подобную амнистию попадают единицы. Эта игра, в которой каждый знает правила. Прибывшие угнетенные обманывают правительство, ладно, черт с ним, сами создали лазейки для вас, так пусть расхлебывают. Но они обманывают людей, да и себя, пожалуй. Голандцев, на самом деле, не так легко обмануть. Я думаю, что они специально затягивают процесс рассмотрения дела, чтобы вынудить уехать лживых беглецов. И я за тех, кто уезжает. За тех, кто не забывает, что человеческое достоинство важнее. Потому, что жить в ненависти и злобе невыносимо. Потому, что привыкая обманывать и изображать из себя убогих, наверное, можно и самому стать убогим. Может быть мудрость и заключается в том, чтобы вовремя остановится и понять - у меня не получилось их обмануть. И так не бывает -жить, и ни за что не платить. Вот и приходиться расплачиваться собой. Потому что никакие деньги не вернут жизни, прожитой во лжи, ненависти ко всем и вся. Отказывая себе во многом, кажется, что все равно живешь лучше, чем там. Я, наверное, неисправимая идеалистка, но я не смогла бы жить годами, не имея возможности увидеть родителей или своего ребенка. И меняя себя на деньги, право жить за границей и тарелки горохового голландского супа вы всерьез считаете, что остаетесь людьми?
Это как ты каждый день приходишь в магазин и все вещи получаешь просто так, но за это надо просто что-то соврать. И ты привыкаешь не платить. Потом, когда с тебя вдруг требуют что-то взамен, ты начинаешь недоумевать, но платить-то уже отвык. И если тебе скажут встать на колени, или вымыть туалет, или признать себя ничтожеством, ты сначала возмутишься, но ... уже приучили к тому, что все даром. И, перешагивая через себя, ты делаешь то, что от тебя хотят. Это сначала перешагивая через себя, а потом и к этому привыкаешь и считаешь, что так и надо. Дальше больше. И все. Ты как личность кончился. Тебя нет. Есть машина, которая отдаст все и даже больше, только, чтобы не заставили платить.
Давайте на немного забудем о поликорректности и будем называть вещи своими именами. Без претензий на святость и безгрешность, я просто считаю, что имею право на свое мнение, которое не может быть правильным или неправильным. Оно просто мое. Согласно восточной мудрости вора можно простить и понять, убийцу можно понять, подлого скупца нельзя ни простить, ни понять. Может мне просто не повезло, и среди группы беженцев, есть люди искренне верящие в то, что им не давали жить в родной стране, не давали развернуться, но и здесь их надежды были обмануты. Они искренне верили в ложь во спасение, и считали себя непонятыми. Извините, я таких не встречала.
Меня не интерсует политическая конъюктура, меня просто по-человечески волнует, что движет людьми, какие они и к чему они приходят. Просто в истории моих взаимоотношений с беженцами был момент, когда я верила, что любой человек имеет право на шанс, он его заслужил просто тем, что он человек. Мне было искренне жаль и больно, что у них все получается не так, как хотелось. Потом я поняла, что попасть в подобный социальный статус может только человек с определенными нравственными задатками. Прекрываться своими детьми, кричать, что никто не имеет права выгнать из страны только потому что здесь родился ребенок - нонсенс. Насколько я в курсе, голландская полиция и правительство не стоят со свечками у кроватей своих и чужих граждан, и законом не регламентируется, что ты обязан иметь ребенка, а государство тебе за это должно ордена раздавать. Мне это как-то в голову не приходит. Я принимала решение, как и миллионы других родителей, о рождении своего ребенка, не для того, чтобы на основании этого потребовать гражданство в другой стране. Твой ребенок - твои проблемы.
Просто приехать в другую страну и сказать - дайте мне это, потому что я этого хочу - серьезный шаг, требующий мужества или просто глупости. Конечно, существует рынок легенд для беженцев, поддельных документов, но рассчитывать на чужую глупость или авось, когда на кону стоит твоя жизнь - просто наивно. Определенной категории прибывших выпадает счастливый билет, но их так мало, что говорить о системе не стоит. Это именно тот самый случай, когда на другом конце чья-то некомпетентность или глупость дают возможность начать жизнь заново. Но опять-таки получается замкнутый круг. Обалдевшие от счастья, забывают о своих планах и сидят на социале. Налоги платить не хочется, а зачем? Пусть голландцы поделятся, у них вон как всего много. Начинаются бесконечные поиски себя, учебы, курсов, которые тоже оплачивает голландское правительство. Скажите честно, вам бы хотелось общаться с подобным человеком? Мне - нет.
Другая категория не вытаскивает счастливый билет и сидит годами в ожидании счастливой или несчастливой развязки. Причем речь идет именно о годах: от 5 до 12 лет и больше. Это не просто жить за границей. Право выезда из страны нет; каждую неделю отметки в полиции; постоянно возобновляемые медицинские страховка; нельзя ничего купить, потому что завтра могут выкинуть, а с собой много не возмешь. Нельзя легально работать. Нельзя потратить деньги, даже если они есть. Потому что эти деньги, может быть, завтра - это все, что у тебя есть, а годы уходят. Вы представляете 10 лет жизни - это шестая или седьмая честь жизни? И эта часто лучшая часть жизни, пущенная на что? Когда тебе 30 лет и ты приехал сюда с мыслями об учебе и чем-то подобном, то в сорок лет ты уже не начнешь жизнь заново. Все, твой поезд ушел под откос.
Значит остаются только деньги как способ самореализации и компенсации разрушенных надежд. Чтобы сорвать побольше и чувствовать себя увереннее, надо найти голландцев, которые верят в твою легенду и будут помогать тебе деньгами и вещами. Надо постоянно ходить и рассказывать как тебе плохо, как голодно, что ты не можешь работать, не можешь учиться, не знаешь, что с тобой будет завтра. Твой ребенок будет ходить в обносках, которые тебе будут отдавать сердобольные голландцы, дома будет стоять мебель с помойки, или от тех же донаторов. Игрушки у ребенка тоже будут из вторых рук, потому что игрушки дорогие и покупать их нельзя, а вдруг завтра выгонят? Бояться открывать дверь и отвечать на телефонные звонки, а вдруг выгоняют? Не иметь права снимать квартиру, жить надо или в лагере, или в специальных домах, или с хозяином, снимая комнату. Бояться сказать знакомым чем ты зарабатываешь на жизнь, потому что где-то в глубине души тебе стыдно и понятно, что делаешь что -то все-таки не то. Конечно, законы пишутся, но не исполняются. И обойти их всегда есть возможность при желании, но я сошла бы с ума после года подобной жизни. И я почти уверена, что так почти и происходит. Потому что происходит подмен ценностей, и все идеи и мысли, с которыми приехали, они уходят и заменяются другими, как правило совсем материалистичными и примитивными. Как бы выжить, чтобы не выкинули и как бы скопить побольше денег, потому что только они дают хоть какую-то уверенность в завтрашнем дне. Это подмена, менятся человеческая жизнь на жизнь амебы, с двумя функциями. Я не думаю, что это честно по отношению к себе, и к другим.