Статья, которую не опубликовали. Цензура.

  • Posted on: 22 December 2022
  • By: Anuta

Каждое дерево Национального монумента M-H17, расположенного недалеко от аэропорта,  посажено родственниками в память жертв катастрофы рейса MH-17. Я разглядываю фото и вижу на одной яблоне фотография пропавшего без вести парня. На карточке его имя, возраст, национальность. На три дерева дальше по аллее на - семья. Живые памятники ушедших, но оставшихся в памяти тех, кто их любит. В эту неделю ноября около пятидесяти родственников погибших из Австралии проехали четырнадцать тысяч километров, чтобы прикоснутся к деревьям в парке недалеко от места, где был вынесен приговор виновным в катастрофе самолета MH-17. Возле двух маленьких деревьев с красными листьями Мэтт Хордер с двумя братьями едят голландские сладкие вафли, который так любили их родители, погибшие при падении самолета.  На одном  из деревьев висит фотография родителей, которых им так не хватает и Мэтт жалуется, что ему некому больше позвонить и пожаловаться, что сломалась машина.  Живые растения обретают другой смысл Теперь это живущие в деревьях души людей, жизнь которых оборвалась так внезапно и нелепо.

Мэтт рассказывает, как мелкие предметы, найденные рядом с самолетом, подтвердили неизбежное: куртка его матери, ткань для линз с данными их оптика. Он и его братья провели две поминальные службы: одну через месяц после авиакатастрофы, другую, когда тела его родителей были репатриированы. Он до сих пор благодарен голландцам за помощь в поиске и транспортировке тел погибших. Для него было важно похоронить родителей так, как они хотели.  Он и два его брата развеяли прах своих родителей на пляже Мулулаба, над Брисбеном. У своего маленького деревца они теперь сажают в землю подсолнухи.

 

Спустя восемь лет многое о катастрофе рейса на Куала Лумпур забылось, но образы людей, которые были сделаны перед падением самолета и ящики, в которых привезли на родину голландских жертв, навсегда отпечатаны в памяти нации. Видео последних моментов жизни пассажиров разошлись по миру были использованы как судебные материалы. Три пожизненных заключения, но и один оправдательный приговор. Судебный процесс по делу MH-17 против трех российских и одного украинского подозреваемых был предсказуемым, но приговор содержал большой сюрприз: по мнению суда в Гааге, бывший российский военнослужащий Олег Пулатов не виновен в крушении малайзийского Боинга 777 Malaysia Airlines над востоком Украины 17 июля 2014 года. Ни один из подозреваемых не предстал перед судом и только Пулатова защищали два адвоката-голландца. Несмотря на оправдательный приговор, прокуратура рассматривает возможность обжалования. Сам 

Пулатов смотрел заседание суда из России в прямом эфире.

 

Решение суда последовало за более чем восьмилетним международным расследованием. Я помню лица людей, которые приезжали в суд, чтобы дать показания. В течение трех недель десятки из них рассказывали в суде или по видеосвязи, что для них значила эта катастрофа. Выступило около сотни родственников. Я не знаю насколько их выступления были важны для процесса, но они были важны для тех, кто потерял близких. Благодаря этим выступлениям, процесс стал не просто юридическим действием. Благодаря близким мы стали частью их горя. Некоторые из родных приходили в Судебный комплекс Схипхол, где проходили слушания. Другие говорили по видеосвязи. Томас Шансман, отец погибшего Куинна (18 лет), накануне приговора объяснил, что значит катастрофа лично для него: «Это как тень, которая всегда с тобой и которую ты не видишь, пока не повернешься на пол-оборота».

 

 

Джон и Мерин О'Брайен приехали из Сиднея, Австралия. Они потеряли сына Джека (25 лет). Они благодарны Нидерландам за то, что страна взяла на себя ответственность за проведение судебного процесса. Джон считает, что тот факт, что один из четырех обвиняемых был оправдан, подчеркивает честность, независимость и справедливость судебной системы. Но что 

изменит приговор лично для него? Для него ничего не изменится. Он вернется домой, а его сына там нет. Но ему нужна правда, которую бы произнесли вслух.

 

В социальных сетях я встречала непопулярное мнение, что в катастрофе виноваты правительства Украины и Нидерландов, которые не закрыли воздушное пространство над страной, в которой ведутся боевые действия. Приговор также освободил авиационной компанию от ответственности, что превратило компенсационные выплаты в миф.

Эверт ван Зайтвелд, потерявший двоих детей и родителей жены, пережил в день приговора смерть своих близких заново, но теперь он считает, что может продолжить жить дальше и отпустить свое горе. Время для наслаждения другими вещами в этой жизни.

 

В материалах уголовного дела судьи не нашли «никаких доказательств» тесно сотрудничающей группы преступников. Это означает, заявил суд, что ответственность четырех подозреваемых должна оцениваться индивидуально.

 

Игорь Гиркин - это тот, кто создал возможность совершить преступление и как министр обороны ДНР нес полную ответственность за вооруженные силы. Он активно участвовал в демонтаже установки «Бук» после того, как был сбит MH17. Крушение рейса MH-17 и гибель «почти трехсот ни в чем не повинных людей» стали для Гиркина «серьезным ударом», сказал он в интервью Дмитрию Гордону. Гиркин предвидит, что однажды его экстрадируют или даже убьют. Во всяком случае, мужчины в его семье не достигают преклонного возраста. Он говорит, что не боится смерти, но боится последнего Божьего суда «как всякий верующий». В его жизни есть вещи о которых он сожалеет и катастрофа с самолетом  - одна из них.

 

По версии суда Сергей Дубинский и Леонид Харченко принимали непосредственное участие в транспортировке «Бук” к месту обстрела, охране комплекса вооружения и его эвакуации.

По мнению судьи,  доказанные факты настолько серьезны, что «только самое тяжкое тюремное заключение является надлежащим наказанием».

 

В деле не указано, кто отдал приказ запустить ракету и почему это произошло, заявил суд: «Но любой, кто использует оружие, должен понимать к каким последствиям может привести его использование. Стрельба также не происходит случайно. Возможно выстрел по самолету был ошибкой, но это не умаляет вины».

 

О четвертом подозреваемом, Олеге Пулатове, суд говорит: «Он был комендантом района. Не ясно, отдавал ли он Харченко приказы о ракете «Бук», но он его точно не остановил. В деле не указано, что Пулатов был связующим звеном между экипажем установки «Бук» и другими подозреваемыми. Его также не было рядом с местом откуда был произведен запуск». Пулатов не рассматривается судом как соисполнитель и оправдан по всем обвинениям.  С точки зрения суда он знал о развертывании «Бука», но не контролировал ситуацию. Именно Леонид Харченко доставил систему вооружения на место по приказу Дубинского. «Нет никаких доказательств того, что Пулатов действительно способствовал развертыванию ракеты «Бук», — заявил суд.

 

В отсутствие подозреваемых, начавшийся в марте 2020 года после многолетнего расследования процесс по делу MH-17 касался не только возмездия (помимо пожизненного заключения, суд также присудил 16 млн евро в качестве компенсации ближайшим родственникам), но и прежде всего поиска истины. И суд в четверг не оставил никаких сомнений: существует «множество доказательств», свидетельствующих о том, что MH-17 был сбит зенитным комплексом «Бук” с сельскохозяйственного поля недалеко от поселка Первомайский.

Я думаю, что только близкие погибших были в состоянии следить за расследованием изо дня день. Мне была понятна жажда мести и справедливости, но я думала, что мы никогда не узнаем всей правды. Потом появились подозреваемые, которые выглядели логичными, но казались пешками в чужой игре. Прокуратура обвинила четырех человек, которые были на виду, и решила передать дело в самый близкий суд, чтобы дело было, в принципе, рассмотрено. Местечковый гаагский суд - это суд не высшей инстанции. Просто суд по уголовным преступлениям, который полномочен решать, когда место жительство обвиняемых неизвестно. Я думаю, что уже два с половиной года назад мы все решили, что обвиняемые должны быть наказаны, потому что они виновны и шансов найти других преступников близки к нулю. Голландия страна маленькая и только вчера у нас в гостях был друг, у которого в катастрофе погибли люди, которых он знал через знакомых. Так что все эти годы был круг, который поддерживал огонь в деле через близких. Я считаю, что расследование и суд были проведены достаточно профессионально и часть виновных найдена.

 

 

Председатель суда Хендрик Стейнхаус уделил много внимания доказательствам: от фотографий следа дыма, оставленного ракетой, до анонимного свидетеля М58, присутствовавшего при запуске, от осколка в форме бабочки, обнаруженного в корпусе Боинга. М58 был боевиком, входившим в группу повстанцев. Он присутствовал на блокпосту возле места обстрела «Бука». М58 сказал, что слышал звук гусениц и взрыв, затем увидел полет ракеты и падение самолета. Наконец он увидел, как установка «Бук» уехала, выпустив одну ракету. Он также описал радость повстанцев от того, что они сбили самолет и шок, когда выяснилось, что это оказался пассажирский самолет.

 

Суд также недвусмысленно высказался о роли России в конфликте на Украине. Кремль последовательно отрицает какую-либо военную причастность. Однако суд на основании досье установил, что Москва полностью контролировала пророссийских сепаратистов на Донбассе.

 

МИД России в ответе в четверг заявил о «политически мотивированном исходе».

На голландской официальной стороне преобладает умеренная радость. Премьер-министр Марк Рутте подчеркнул, что решение суда первой инстанции, «каким бы важным оно ни было», не означает конец дела MH-17. В первой реакции премьер-министр сказал о «шаге» к «нахождению правды и справедливости для жертв и их родственников». Однако, по словам премьер-министра, приговор - "не финальная часть" дела, поскольку все стороны еще могут подать апелляцию. Если прокуратура захочет обжаловать оправдательный приговор Пулатову, она должна сделать это в течение двух недель.

 

Вынесенным сегодня днем ​​приговором поиски причастных к крушению MH-17 еще не завершены как сообщают полиция и прокуратура. Ожидается, что весной они смогут больше рассказать о лицах, виновных в крушении рейса MH-17. Еще нужно найти тех, кто сидел выше на дереве и нажал на кнопку, так что расследование не закончено. Но правосудие восторжествовало в отношении жертв и ближайших родственников. Подобные мысли звучат лейтмотивом в интервью прокуратуры и работников отдела уголовных расследований.

 

Скорбящий Пит Плуг из Объединения жертв катастрофы выразил «облегчение и радость» по поводу приговора. Для него самое главное, что определена роль России в этом деле. Он нашел для себя виновных и ему этого достаточно. Плуг, потерявший брата, жену и сына во время катастрофы, присутствовал почти на каждом слушании дела за последние два с половиной года. Его брата так и не опознали.

 

Когда я читаю интервью с родственниками после приговора, то становится понятно, что слово «облегчение” - самое часто употребляемое слово. Риа ван дер Стейн (Форсхотен) считает, что 

безумная радость — не самое точное описание того, что вы чувствуете, когда судья, наконец, объявляет, что ваш любимый человек, летевший рейсом MH-17, был убит российской ракетой «Бук», и приговаривает за это трех человек к пожизненному заключению, но у нее  действительно слезы на глазах, когда она выходит из зала суда. В авиакатастрофе она потеряла отца и мачеху.  Она собирается выпить шампанское за исход дела.

 

Иногда чувства бывают простыми: «Я просто пошел в туалет, а потом вдруг заплакал», — говорит Петер ван дер Мир из Буссума, который потерял в трагедии трех своих дочерей Софи (12 лет), Флер (10 лет) и Бенте (7 лет). Он довольствуется тремя пожизненными сроками для подозреваемых, не принимавших непосредственного участия в самом нападении. Теперь у них все хорошо, по словам его подруги, потому что в деле поставлена точка.

 

Не будет преувеличением сказать, что приговор оказал катарсическое воздействие на многих оставшихся в живых родственников. Ханс де Борст потерял свою дочь Эльсемиек (17 лет) и называет решение суда «почти идеальным». Его чувства справедливости удовлетворено. Конечно, горе от того, что твой ребенок не вернется, не уменьшится, но этот приговор сделал горе мягче. Он тоже собирается напиться после приговора. Фрик Баккер потерял брата и жену, которые ехали в Индонезию на отдых. Не самая приятная мысль, что осужденные до сих пор гуляют на свободе, но он считает, что шанс на правосудие еще есть.

 

Россия не выдает своих граждан, поэтому голландский суд суд рекомендовал  родственникам искать счастья в судах Украины. То, что обвиняемые не нажали на кнопку запуска ракеты, суд признал юридически неважным. Если виновные вдруг поедут за границу или в России сменится политический режим, который не сможет и не захочет их защитить, то есть шанс на исполнение приговора, что мне кажется нереальным.  Украина назначила 100 000 долларов награды за любую информацию, способствующую поимке Игоря Гришина еще 16 октября 2022, что может способствовать его поимке.

 

Роберт ван Хайнинген из Хилверсума продолжает скучать по своему брату Эрику, невестке Тине и двоюродному брату Зегеру (17 лет), но решение суда принесло ему мир.  Для него это приговор, на который он надеялся с болью в сердце. Он считает, что справедливость 

восторжествовала и что спустя восемь лет вся фальшивая информация исчезла и независимые судьи вынесли решение о том, что Российская Федерация должна взять на себя ответственность за случившееся. Дело против российского правительства все еще находится на рассмотрении Европейского суда по правам человека в Страсбурге и этот вердикт укрепил позиции  родственников в разбирательстве. Он считает, что Пулатова оправдали за недоказанностью «вины» и это свидетельствует о силе голландской правовой системы и о том, с какой тщательностью судьи рассмотрели дело.

 

Судом установлено, что с апреля 2014 года имел место вооруженный конфликт между украинской армией и сепаратистскими формированиями. Одна из этих группировок воевала под названием Донецкая Народная Республика (ДНР).

 

Из обилия указаний следует, что с середины мая 2014 года ДНР фактически управлялась из РФ. В результате Российская Федерация оказалась настолько вовлечена в конфликт с Украиной, что он стал международным конфликтом. В международном конфликте применение оружия может быть разрешено при определенных обстоятельствах и солдаты этих стран могут ссылаться на иммунитет и не подвергаться уголовному преследованию. Но поскольку Российская Федерация и подозреваемые по сей день отрицают какую-либо причастность России, боевиков ДНР нельзя рассматривать как часть вооруженных сил России. В этом случае им не может быть предоставлен иммунитет от судебного преследования. Суд заявил, что существует «множество доказательств» того, что Россия полностью контролировала территорию сепаратистов на востоке Украины, в Донецкой Народной Республике и также считается доказанным, что Россия поддерживала сепаратистов деньгами, людьми и оружием.

 

Силене Фредрикс потеряла сына и невестку в катастрофе.  Она не верила в то, что виновные будут осуждены Она рада, что в приговоре широко обсуждалась роль России. Она уже заранее решила, что Путин несет ответственность за происшедшую трагедию.  Он отправил туда ракеты и в Донецком регионе ничего не происходит без разрешения Кремля.  Для нее все происходящее очень логично и просто. Это так просто.’’ Она рада, что в приговоре широко обсуждалась роль России.

 

Вынесенный приговор вызывал удивление у Вадима Лукашевича, одного из немногих экспертов в своей стране, который открыто верит в вину троих осужденных. «Я не ожидал, что Пулатова оправдают, а остальные получат пожизненные сроки. Это доказывает независимость суда», — сказал Лукашевич. Он считает важным, что суд признал Москву ответственной  за происходящее в те дни в самопровозглашенной Донецкой Народной Республике, восточно-украинском повстанческом районе, где был сбит MH-17. «Россия обратилась в Европейский суд за индульгенцией подтверждением своей невиновности на основании того, что государство не имело власти над повстанческим районом. Теперь суд решил, что Россия в реальности контролировала район, из которого был произведен роковой выстрел». Лукашевичу важно и то, что все остальные версии, в том числе всевозможные конспирологические теории, были отнесены судом к области небылиц. Эксперт, непрерывно занимавшийся расследованием M-H17 в течение последних семи лет, чувствует себя «удовлетворенным» после приговора. С его точки зрение справедливость восторжествовала.

 

На прошедшие события можно посмотреть уже как на часть нашей истории. Дистанция позволяет судить о прошедшем объективные и честнее. Расследование, казало, длилось вечно, но пройден некоторый рубеж. Решение суда города Гааги не будет иметь большого международного резонанса, поскольку его компетенция касается только местных жителей, но я была бы рада узнать, что нашлись виновные и посмотреть им в глаза на фотографии. Россия не признала приговора. Мне кажется, что он больше был проведен и организован страной, которая потеряла 196 своих граждан, для того, чтобы сказать вслух: эти люди виновны и мы можем жить дальше. Страна попрощалась со своими любимыми и родными.  Жанна Хроник и ее муж приговорены к жизни без дочери. Но они улыбаются  друг другу на мгновение. Они надеются, что апелляции не будет и их крестовый поход закончен раз и навсегда.